Популярный креативный метод «Шесть думающих шляп» Эдварда де Боно в рамках занятий студентов ОПОП ВО 43.03.01 «Сервис»
Давным-давно, а может, и недавно, жил на свете старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств был у него только лишь цветной фетр. Но он имел золотые руки и прекрасную мудрую душу. Мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы — шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просветленными и одухотворенными, решительными и воодушевленными выходили люди из мастерской старого Шляпника, унося свой заказ. Стоит ли говорить, как славился своим умением мастер, как благодарны были ему люди за шляпы, несущие великий секрет великого мастера.
Шли годы. И настало время, когда старый Шляпник покинул этот мир, оставив своим шестерым сыновьям славу великого мастера, мастерскую, обрезки цветного фетра и... шесть разноцветных шляп — белую, черную, желтую, красную, зеленую и синюю…
Таково начало притчи, с которой начинается занятие по ознакомлению студентов с методом «Шесть думающих шляп» на занятиях у старшего преподавателя, практикующего психолога Татьяны Ивановны Мироненко. Это один из популярнейших креативных методов, который был разработан Эдвардом де Боно – известным исследователем творческого потенциала – в 80-х гг. XX века.
Данный метод – это стройная система организации мышления, которая описывает инструменты структурирования групповой дискуссии и индивидуальной умственной деятельности с использованием шести цветных шляп.
Цель изучения:
Дать студентам представление об особенностях их мышления, научить управлять порядком своих мыслей и прилагать его (порядок мыслей) к поставленным проблемам с целью достижения более продуктивной работы мышления при решении творческих задач.
Суть метода:
«Шесть шляп» – несложный и эффективный метод, помогающий преодолеть три главные проблемы практического мышления: эмоции, растерянность и путаницу.
Этот способ дает возможность поделить мышление на шесть режимов, каждый из которых соотносится с воображаемой «шляпой» определенного цвета. Деление на типы шляп помогает структурировать мышление, сделать его более сосредоточенным и постоянным.
Способ применения шляп
- Выбрав определенную шляпу, мы соглашаемся взять ту роль, которую она предполагает.
- Сняв шляпу определенного типа мышления, мы снимаем с себя и предписанную ею роль.
- Смена типов мышления (шляп) должна происходить мгновенно. Переключение с одного типа мышления на другой позволяет управлять ходом мысли человека, не нанося обиды человеку. Человека просят изменить способ мышления, а не отказаться от высказанных мыслей.
- Чтобы высказать свое мнение следует назвать цвет шляпы, чтобы окружающие поняли, в каком стиле мышления вы будете выступать. Соответственно, надев черную шляпу, можно начать обсуждать высказывание человека, не переходя на обсуждение самого человека.
Шляпы мышления
- Шляпа красного цвета. Красный – огненный цвет. Шляпа красного цвета указывает на чувственную сферу, эмоции, интуицию, предчувствия. В подобной ситуации не требуется логических доказательств. Данная шляпа дает вам шанс рассказать об охвативших вас чувствах.
- Шляпа желтого цвета. Это цвет радости и летнего солнца. Надев желтую шляпу, мы оказываемся в сфере позитивного мышления. Это возможность увидеть лучшее в ситуации, выгоду в высказанных мыслях, перспективы и преимущества, найти неожиданные решения и скрытые силы.
- Шляпа черного цвета. Черный – цвет осторожности. Подобная шляпа дает нам возможность указать на ошибки и просчеты. Это цвет критики и оценки происходящего. Если требуется предостеречь о недочетах и возможных рисках, то следует надевать черную шляпу.
- Шляпа зеленого цвета. Цвет растительного мира, природной энергии, роста и жизни. Подходит для творческих людей, под такой шляпой рождаются нестандартные подходы, неожиданные решения и альтернативные идеи.
- Шляпа белого цвета. Этот тип мышления предполагает сосредоточенность на имеющейся информации. Обсуждаются только доступные нам факты и цифры. Это цвет канцелярских бумаг.
- Шляпа синего цвета. Цвет постановки цели для будущей работы и подведения итогов. Это цвет самоконтроля за ходом мышления и он предполагает анализ и обобщение происходящего.
Метод «Шести шляп» помогает сделать наше мышление более пластичным и разнообразным. Когда возникает необходимость во всестороннем обсуждении предмета, можно предложить данный метод. Зачастую это помогает сломать лед недоверия к поставленной проблеме, расширить восприятие и преодолеть первоначальную растерянность
Преимущества метода
- Простота обучения и использования, его наглядность
- Расширяет восприятие, помогает разглядеть проблему с разных точек зрения
3.Помогает разделить свое эго и мышление
Недостатки метода
- Для достижения результата необходимо иметь богатое воображение и терпение
2.Требует большой психологической отдачи
- Результат предвидится
Метод «Шести шляп» де Боно – максимально результативное использование работы мышления для решения поставленных задач.
Итак, «Шесть думающих шляп» - эффективный метод стимулирования творческого мышления.
Студенты научились использовать данный метод в обсуждениях. А так же дружно решили, что будут применять его, как продуктивный способ управления и переключения мышления, не только на творческих занятиях, но и в обыденной жизни.