array(5) {
["Name"]=>
array(10) {
["text"]=>
string(23) "Находка_Доступная среда"
["plain"]=>
string(23) "Находка_Доступная среда"
["money"]=>
NULL
["type"]=>
float(100)
["input"]=>
float(4)
["date"]=>
NULL
["value"]=>
NULL
["valueName"]=>
string(25) "Nakhodka_Dostupnaja_sreda"
["imgURL"]=>
string(52) "https://st0.vvsu.ru/photos/Nakhodka_Dostupnaja_sreda"
["Unic"]=>
string(36) "A4F2797B-F5A9-4831-8F20-5C3D3705F519"
}
["Content"]=>
array(10) {
["text"]=>
string(13944) "
Особенности организации учебного процесса по образовательным программам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Полномочия и ответственность за координацию учебного процесса обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (лиц с ОВЗ) закреплена за отделом учебно-воспитательной и научной работы(ОУВНР) и приемной комиссией филиала ФГБОУ ВО «ВГУЭС» в г. Находке.
В задачи ОУВНР и Приемной комиссии в части создания условий по обеспечению обучения инвалидов и лиц с ОВЗ по программам среднего профессионального образования и высшего образования входит:
- довузовская подготовка и профориентационная работа с абитуриентами – инвалидами;
- сопровождение инклюзивного обучения обучающихся – инвалидов;
- решение вопросов развития и обслуживания информационно-технологической базы инклюзивного обучения, программ дистанционного обучения инвалидов;
- способствование развитию среды.
Организация учебного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании локальных нормативных актов, регламентирующих образовательную деятельность в филиале ФГБОУ ВО «ВГУЭС» в г. Находке.
Обучение лиц с ОВЗ по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования осуществляется в филиале с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
Учебный процесс для обучающихся с ОВЗ организуется совместно с обучающимися, не имеющими ограничений, в одной группе. Во время проведения занятий в группах, где обучаются студенты с инвалидностью и ОВЗ, возможно применение звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных и других средств для повышения уровня восприятия учебной информации.
Форма проведения текущей и итоговой аттестации для лиц с ОВЗ может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.), при необходимости лицу с ОВЗ может быть предоставлено дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.
При необходимости для данной категории студентов может быть разработан индивидуальный учебный план с индивидуальным графиком посещения занятий, в котором предусмотрены различные варианты проведения занятий.
Срок обучения для лиц с ОВЗ и инвалидностью по индивидуальному учебному плану может быть при необходимости увеличен, но не более чем на год.
Комплексное сопровождение образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Комплексное сопровождение образовательного процесса лиц с ОВЗ и инвалидов включается в структуру образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами.
Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебной деятельности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного образования.
Организационно-педагогическое сопровождение может включать:
- контроль за посещаемостью занятий;
- помощь в организации самостоятельной работы;
- организацию индивидуальных консультаций;
- организационное содействие в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей;
- коррекцию взаимодействия обучающегося и преподавателя в учебном процессе;
- консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
- инструктажи для преподавателей и сотрудников и иную деятельность.
Устанавливается особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» на основе соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. Для студентов с ограничениями передвижения это могут быть занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта. В учебный план включается некоторое количество часов, посвященных поддержанию здоровья и здорового образа жизни.
Спортивное оборудование отвечает требованиям доступности, надежности, прочности, удобства.
Медицинский кабинет филиала:
- оказывает первую медицинскую помощь студентам с ограниченными возможностями здоровья;
- организует динамическое наблюдение за лицами с хроническими заболеваниями, длительно и часто болеющими;
- пропагандирует гигиенические знания и здоровый образ жизни среди студентов.
Социальное сопровождение представляет собой совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при инклюзивном образовании, включая содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения.
В филиале создается толерантная социокультурная среда, необходимая для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.
Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья внедряется волонтерская помощь студентам-инвалидам.
Волонтерское движение не только способствует социализации инвалидов, но и продвигает остальную часть студентов навстречу им, развивает процессы интеграции в молодежной среде, что проявится с положительной стороны и в будущем в общественной жизни.
При необходимости разрешается присутствие в филиале лица, сопровождающего инвалида. Присутствие сопровождающего лица в здании филиала осуществляется при получении временного пропуска.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В филиале ведется планомерная работа по организации образования студентов-инвалидов, разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты для данной категории обучающихся, планируется и постепенно осуществляется реконструкция мест общественного пользования для создания безбарьерной среды для студентов-инвалидов.
Для студентов с ОВЗ по слуху предусматривается применение техники для усиления звука, видеотехника, мультимедийная техника и другие средства передачи информации в доступных формах для лиц с нарушениями слуха.
Для студентов с ОВЗ по зрению предусматривается применение технических средств преобразования визуальной информации в аудио и другие средства передачи информации в доступных формах для лиц с нарушениями зрения.
Для студентов с нарушениями опорно-двигательной функции предусматривается применение компьютерной техники с соответствующим программным обеспечением.
Большая часть аудиторий филиала оснащены мультимедийным оборудованием (проектор, экран, ПК), что позволяет доступно и наглядно осуществлять обучение студентов, в том числе студентов с нарушением слуха и зрения.
Особую роль в обеспечении доступности и качества обучения играет оборудование для организации видеоконференцсвязи.
В читальном зале библиотеки, специально оборудованные рабочие места для обучающихся инвалидов. Разработана альтернативная версия сайта для слабовидящих.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, созданы условия для беспрепятственного доступа на прилегающую территорию, в здание филиала, учебные аудитории, студенческое кафе и другие помещения, а также безопасного пребывания в них.
На территории филиала есть возможность подъезда к входу в здание автомобильного транспорта, выделено место парковки автотранспортного средства. Вход в филиал оборудован пандусом, беспроводной системой вызова помощи. В учебном корпусе оборудована универсальная туалетная комната в соответствии с требованиями, предъявляемыми к подобным помещениям.
Работает система оповещения и сигнализации. Пульты пожарной охраны выведены на посты видеонаблюдения, работает звуковое и речевое оповещение.
В общежитиях проектируется зона для проживания лиц с ОВЗ, обеспеченная хорошей взаимосвязью с помещениями входной зоны и другими используемыми помещениями, предусматриваются санитарно-гигиенические помещения для студентов различных нозологий.
Объекты питания обучающихся приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Электронное обучение как часть доступной среды
В образовательном процессе активно используются различные формы организации on-line и off-line занятий, в том числе, вебинары, виртуальные лекции, обсуждение вопросов освоения дисциплины в рамках чатов, форумов, выполнение совместных работ с применением технологий проектной деятельности с возможностью включения всех участников образовательного процесса в активную работу по изучаемым в ходе освоения дисциплины (модуля) вопросам.
Студенты с ОВЗ имеют возможности дистанционных консультаций с преподавателями (skype), участия в вебинарах. Для удобства студентов на сайте филиала создан информационный сервис «Личный кабинет», в котором каждый студент может получить адресную информацию по многим аспектам реализации своей программы, включая перечни литературы и информационных источников, расписание занятий и консультаций, отчет по посещаемости, успеваемости и многое другое.
В настоящее время в учебном процессе активно используется виртуальная обучающая среда Moodle.
Профориентационная работа с абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья
Профессиональная ориентация абитуриентов-инвалидов и абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья должна способствовать их осознанному и адекватному профессиональному самоопределению. Профессиональной ориентации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья присущи особенности, связанные с необходимостью диагностирования особенностей здоровья и психики инвалидов, характера дезадаптации, осуществления мероприятий по их реабилитации, коррекции, компенсации.
Особое значение при профессиональной ориентации имеет подбор одной или нескольких специальностей или направлений, доступных обучающемуся в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации, его собственными интересами, склонностями и способностями.
Основными формами профориентационной работы в филиале являются дни открытых дверей, консультации для данной категории обучающихся и родителей по вопросам приема и обучения, рекламно-информационные материалы для данных обучающихся.
Работа Приемной комиссии для поступающих с ограниченными возможностями строится с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Правила приема и особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов размещены на сайте филиала.
Организация практик студентов с ограниченными возможностями здоровья
При определении мест прохождения учебной и производственной практики лиц с ОВЗ и инвалидов, необходимо учитывать рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида относительно рекомендованных условий и видов труда. При этом начальник студенческого офиса под роспись знакомит обучающихся с условиями прохождения практики. Обучающийся подтверждает отсутствие ограничений (по здоровью) для прохождения практики или дает согласие на имеющихся условиях
Социокультурная реабилитация, содействие трудоустройству выпускников с ОВЗ и инвалидов
Мероприятия по содействию трудоустройству лиц с ОВЗ и инвалидов осуществляются во взаимодействии с государственным центром занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями.
Основными формами содействия трудоустройству лиц с ОВЗ являются: презентации и встречи с работодателями студентов старших курсов, индивидуальные и групповые консультации студентов и выпускников по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги.
В программах адаптационных дисциплин, вводимых в рамках образовательных программ для студентов с ОВЗ, предусматривается подготовка выпускников к трудоустройству, следующему этапу социализации, связанным непосредственно с полноценным раскрытием и применением на практике полученных знаний, умений, навыков, сформированных компетенций.
"
["plain"]=>
string(13944) "
Особенности организации учебного процесса по образовательным программам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Полномочия и ответственность за координацию учебного процесса обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (лиц с ОВЗ) закреплена за отделом учебно-воспитательной и научной работы(ОУВНР) и приемной комиссией филиала ФГБОУ ВО «ВГУЭС» в г. Находке.
В задачи ОУВНР и Приемной комиссии в части создания условий по обеспечению обучения инвалидов и лиц с ОВЗ по программам среднего профессионального образования и высшего образования входит:
- довузовская подготовка и профориентационная работа с абитуриентами – инвалидами;
- сопровождение инклюзивного обучения обучающихся – инвалидов;
- решение вопросов развития и обслуживания информационно-технологической базы инклюзивного обучения, программ дистанционного обучения инвалидов;
- способствование развитию среды.
Организация учебного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании локальных нормативных актов, регламентирующих образовательную деятельность в филиале ФГБОУ ВО «ВГУЭС» в г. Находке.
Обучение лиц с ОВЗ по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования осуществляется в филиале с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
Учебный процесс для обучающихся с ОВЗ организуется совместно с обучающимися, не имеющими ограничений, в одной группе. Во время проведения занятий в группах, где обучаются студенты с инвалидностью и ОВЗ, возможно применение звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных и других средств для повышения уровня восприятия учебной информации.
Форма проведения текущей и итоговой аттестации для лиц с ОВЗ может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.), при необходимости лицу с ОВЗ может быть предоставлено дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.
При необходимости для данной категории студентов может быть разработан индивидуальный учебный план с индивидуальным графиком посещения занятий, в котором предусмотрены различные варианты проведения занятий.
Срок обучения для лиц с ОВЗ и инвалидностью по индивидуальному учебному плану может быть при необходимости увеличен, но не более чем на год.
Комплексное сопровождение образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Комплексное сопровождение образовательного процесса лиц с ОВЗ и инвалидов включается в структуру образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами.
Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебной деятельности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного образования.
Организационно-педагогическое сопровождение может включать:
- контроль за посещаемостью занятий;
- помощь в организации самостоятельной работы;
- организацию индивидуальных консультаций;
- организационное содействие в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей;
- коррекцию взаимодействия обучающегося и преподавателя в учебном процессе;
- консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
- инструктажи для преподавателей и сотрудников и иную деятельность.
Устанавливается особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» на основе соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. Для студентов с ограничениями передвижения это могут быть занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта. В учебный план включается некоторое количество часов, посвященных поддержанию здоровья и здорового образа жизни.
Спортивное оборудование отвечает требованиям доступности, надежности, прочности, удобства.
Медицинский кабинет филиала:
- оказывает первую медицинскую помощь студентам с ограниченными возможностями здоровья;
- организует динамическое наблюдение за лицами с хроническими заболеваниями, длительно и часто болеющими;
- пропагандирует гигиенические знания и здоровый образ жизни среди студентов.
Социальное сопровождение представляет собой совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при инклюзивном образовании, включая содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения.
В филиале создается толерантная социокультурная среда, необходимая для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.
Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья внедряется волонтерская помощь студентам-инвалидам.
Волонтерское движение не только способствует социализации инвалидов, но и продвигает остальную часть студентов навстречу им, развивает процессы интеграции в молодежной среде, что проявится с положительной стороны и в будущем в общественной жизни.
При необходимости разрешается присутствие в филиале лица, сопровождающего инвалида. Присутствие сопровождающего лица в здании филиала осуществляется при получении временного пропуска.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В филиале ведется планомерная работа по организации образования студентов-инвалидов, разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты для данной категории обучающихся, планируется и постепенно осуществляется реконструкция мест общественного пользования для создания безбарьерной среды для студентов-инвалидов.
Для студентов с ОВЗ по слуху предусматривается применение техники для усиления звука, видеотехника, мультимедийная техника и другие средства передачи информации в доступных формах для лиц с нарушениями слуха.
Для студентов с ОВЗ по зрению предусматривается применение технических средств преобразования визуальной информации в аудио и другие средства передачи информации в доступных формах для лиц с нарушениями зрения.
Для студентов с нарушениями опорно-двигательной функции предусматривается применение компьютерной техники с соответствующим программным обеспечением.
Большая часть аудиторий филиала оснащены мультимедийным оборудованием (проектор, экран, ПК), что позволяет доступно и наглядно осуществлять обучение студентов, в том числе студентов с нарушением слуха и зрения.
Особую роль в обеспечении доступности и качества обучения играет оборудование для организации видеоконференцсвязи.
В читальном зале библиотеки, специально оборудованные рабочие места для обучающихся инвалидов. Разработана альтернативная версия сайта для слабовидящих.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, созданы условия для беспрепятственного доступа на прилегающую территорию, в здание филиала, учебные аудитории, студенческое кафе и другие помещения, а также безопасного пребывания в них.
На территории филиала есть возможность подъезда к входу в здание автомобильного транспорта, выделено место парковки автотранспортного средства. Вход в филиал оборудован пандусом, беспроводной системой вызова помощи. В учебном корпусе оборудована универсальная туалетная комната в соответствии с требованиями, предъявляемыми к подобным помещениям.
Работает система оповещения и сигнализации. Пульты пожарной охраны выведены на посты видеонаблюдения, работает звуковое и речевое оповещение.
В общежитиях проектируется зона для проживания лиц с ОВЗ, обеспеченная хорошей взаимосвязью с помещениями входной зоны и другими используемыми помещениями, предусматриваются санитарно-гигиенические помещения для студентов различных нозологий.
Объекты питания обучающихся приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Электронное обучение как часть доступной среды
В образовательном процессе активно используются различные формы организации on-line и off-line занятий, в том числе, вебинары, виртуальные лекции, обсуждение вопросов освоения дисциплины в рамках чатов, форумов, выполнение совместных работ с применением технологий проектной деятельности с возможностью включения всех участников образовательного процесса в активную работу по изучаемым в ходе освоения дисциплины (модуля) вопросам.
Студенты с ОВЗ имеют возможности дистанционных консультаций с преподавателями (skype), участия в вебинарах. Для удобства студентов на сайте филиала создан информационный сервис «Личный кабинет», в котором каждый студент может получить адресную информацию по многим аспектам реализации своей программы, включая перечни литературы и информационных источников, расписание занятий и консультаций, отчет по посещаемости, успеваемости и многое другое.
В настоящее время в учебном процессе активно используется виртуальная обучающая среда Moodle.
Профориентационная работа с абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья
Профессиональная ориентация абитуриентов-инвалидов и абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья должна способствовать их осознанному и адекватному профессиональному самоопределению. Профессиональной ориентации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья присущи особенности, связанные с необходимостью диагностирования особенностей здоровья и психики инвалидов, характера дезадаптации, осуществления мероприятий по их реабилитации, коррекции, компенсации.
Особое значение при профессиональной ориентации имеет подбор одной или нескольких специальностей или направлений, доступных обучающемуся в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации, его собственными интересами, склонностями и способностями.
Основными формами профориентационной работы в филиале являются дни открытых дверей, консультации для данной категории обучающихся и родителей по вопросам приема и обучения, рекламно-информационные материалы для данных обучающихся.
Работа Приемной комиссии для поступающих с ограниченными возможностями строится с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Правила приема и особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов размещены на сайте филиала.
Организация практик студентов с ограниченными возможностями здоровья
При определении мест прохождения учебной и производственной практики лиц с ОВЗ и инвалидов, необходимо учитывать рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида относительно рекомендованных условий и видов труда. При этом начальник студенческого офиса под роспись знакомит обучающихся с условиями прохождения практики. Обучающийся подтверждает отсутствие ограничений (по здоровью) для прохождения практики или дает согласие на имеющихся условиях
Социокультурная реабилитация, содействие трудоустройству выпускников с ОВЗ и инвалидов
Мероприятия по содействию трудоустройству лиц с ОВЗ и инвалидов осуществляются во взаимодействии с государственным центром занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями.
Основными формами содействия трудоустройству лиц с ОВЗ являются: презентации и встречи с работодателями студентов старших курсов, индивидуальные и групповые консультации студентов и выпускников по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги.
В программах адаптационных дисциплин, вводимых в рамках образовательных программ для студентов с ОВЗ, предусматривается подготовка выпускников к трудоустройству, следующему этапу социализации, связанным непосредственно с полноценным раскрытием и применением на практике полученных знаний, умений, навыков, сформированных компетенций.
"
["money"]=>
NULL
["type"]=>
float(100)
["input"]=>
float(5)
["date"]=>
NULL
["value"]=>
NULL
["valueName"]=>
string(25) "Nakhodka_Dostupnaja_sreda"
["imgURL"]=>
string(52) "https://st1.vvsu.ru/photos/Nakhodka_Dostupnaja_sreda"
["Unic"]=>
string(36) "A4F2797B-F5A9-4831-8F20-5C3D3705F519"
}
["Attachment"]=>
array(2) {
[0]=>
bool(true)
["valueHTML"]=>
string(2290) "
"
}
["PhotoReport"]=>
array(2) {
[0]=>
bool(true)
["valueHTML"]=>
string(3274) "
"
}
["Site"]=>
array(1) {
[0]=>
array(10) {
["text"]=>
string(13) "nf_testvvsuru"
["plain"]=>
string(15) "nf-test.vvsu.ru"
["money"]=>
NULL
["type"]=>
float(102)
["input"]=>
float(5256)
["date"]=>
NULL
["value"]=>
float(10132848)
["valueName"]=>
string(16) "nf-test.vvsu.ru "
["imgURL"]=>
string(43) "https://st2.vvsu.ru/photos/nf-test.vvsu.ru "
["Unic"]=>
string(36) "A4F2797B-F5A9-4831-8F20-5C3D3705F519"
}
}
}
Array