Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Особенности организации учебного процесса по образовательным программам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Полномочия и ответственность за координацию учебного процесса обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (лиц с ОВЗ) закреплена за отделом учебно-воспитательной и научной работы(ОУВНР) и приемной комиссией филиала ФГБОУ ВО «ВВГУ» в г. Находке.

В задачи ОУВНР и Приемной комиссии в части создания условий по обеспечению обучения инвалидов и лиц с ОВЗ по программам среднего профессионального образования и высшего образования входит:

  • довузовская подготовка и профориентационная работа с абитуриентами – инвалидами;
  • сопровождение инклюзивного обучения обучающихся – инвалидов;
  • решение вопросов развития и обслуживания информационно-технологической базы инклюзивного обучения, программ дистанционного обучения инвалидов;
  • способствование развитию среды.

Организация учебного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании локальных нормативных актов, регламентирующих образовательную деятельность в филиале ФГБОУ ВО «ВВГУ» в г. Находке.

Обучение лиц с ОВЗ по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования осуществляется в филиале с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

Учебный процесс для обучающихся с ОВЗ организуется совместно с обучающимися, не имеющими ограничений, в одной группе. Во время проведения занятий в группах, где обучаются студенты с инвалидностью и ОВЗ, возможно применение звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных и других средств для повышения уровня восприятия учебной информации.

Форма проведения текущей и итоговой аттестации для лиц с ОВЗ может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.), при необходимости лицу с ОВЗ может быть предоставлено дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.

При необходимости для данной категории студентов может быть разработан индивидуальный учебный план с индивидуальным графиком посещения занятий, в котором предусмотрены различные варианты проведения занятий.

Срок обучения для лиц с ОВЗ и инвалидностью по индивидуальному учебному плану может быть при необходимости увеличен, но не более чем на год.

Комплексное сопровождение образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Комплексное сопровождение образовательного процесса лиц с ОВЗ и инвалидов включается в структуру образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами.

Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебной деятельности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного образования.

Организационно-педагогическое сопровождение может включать:

  • контроль за посещаемостью занятий;
  • помощь в организации самостоятельной работы;
  • организацию индивидуальных консультаций;
  • организационное содействие в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей;
  • коррекцию взаимодействия обучающегося и преподавателя в учебном процессе;
  • консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
  • инструктажи для преподавателей и сотрудников и иную деятельность.

Устанавливается особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» на основе соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. Для студентов с ограничениями передвижения это могут быть занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта. В учебный план включается некоторое количество часов, посвященных поддержанию здоровья и здорового образа жизни.

В спортивном зале обеспечен свободный доступ во все помещения, предусматривающие нахождение в них инвалидов, пользующихся креслами –колясками. Размеры входных дверей, коридора, спортзона соответствуют требованиям  СП 59.13330.2020 Доступность зданий и сооружений для ММГН. Спортивное оборудование отвечает требованиям доступности, надежности, прочности, удобства.

Библиотеку могут посещать лица с ограниченными возможностями здоровья, для них организовано  специализированное  рабочее место, оснащенное специальным столом с регулировкой по высоте столешницы, компьютерной техникой с соответствующим техническим ( адаптированная клавиатура с большими цветными кнопками, джойстик) и  со стандартным программным обеспечением Windows (экранная лупа, экранная клавиатура).

Медицинский кабинет филиала:

  • оказывает первую медицинскую помощь студентам с ограниченными возможностями здоровья;
  • организует динамическое наблюдение за лицами с хроническими заболеваниями, длительно и часто болеющими;
  • пропагандирует гигиенические знания и здоровый образ жизни среди студентов.

Приспособленность перемещения инвалидов по территории филиала: на основных путях движения пешеходные дорожки и тротуары из бетонной плитки, не допускающее скольжения с толщиной швов не более 1.5 см. В местах перепада рельефа обустроены пандусы с шириной, достаточной для проезда инвалидной коляски и уклона не более 8%. Спуск в библиотеку оборудован  дополнительным поручнем. Для перемещения по межэтажным лестницам имеется лестничный подъемник гусеничный SHERPE №902. Предусмотрено место  для личного автотранспорта инвалидов шириной 3,5 м не далее 10 метров от входа в здания. В учебном корпусе на всех кабинетах и аудиториях имеются таблички с дублированием шрифтом Брайля для инвалидов по зрению, тактильные полосы на ступенях лестниц и на полу, также обеспечен свободный доступ во все помещения, предусматривающие нахождение в них инвалидов, пользующихся креслами –колясками, ширина коридора 1,55 м. обеспечивает разворот,  наружные двери имеют ширину 1,35м, внутренние – 0,9м. В библиотеке имеется  туалетная комната , оборудованная в соответствии с требованиями, предъявляемыми к подобным помещениям.

Социальное сопровождение представляет собой совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при инклюзивном образовании, включая содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения.

В филиале создается толерантная социокультурная среда, необходимая для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.

Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья внедряется волонтерская помощь студентам-инвалидам.

Волонтерское движение не только способствует социализации инвалидов, но и продвигает остальную часть студентов навстречу им, развивает процессы интеграции в молодежной среде, что проявится с положительной стороны и в будущем в общественной жизни.

При необходимости разрешается присутствие в филиале лица, сопровождающего инвалида. Присутствие сопровождающего лица в здании филиала осуществляется при получении временного пропуска.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В филиале ведется планомерная работа по организации образования студентов-инвалидов, разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты для данной категории обучающихся, планируется и постепенно осуществляется реконструкция мест общественного пользования для создания безбарьерной среды для студентов-инвалидов.

Для студентов с ОВЗ по слуху предусматривается применение техники для усиления звука (радиомикрофон Сонет-РСМ), видеотехника, мультимедийная техника и другие средства передачи информации в доступных формах для лиц с нарушениями слуха.

Для студентов с нарушениями опорно-двигательной функции предусматривается применение компьютерной техники с соответствующим техническим (адаптированная клавиатура с большими цветными кнопками, джойстик) и программным обеспечением.

Большая часть аудиторий филиала оснащены мультимедийным оборудованием (проектор, экран, ПК), что позволяет доступно и наглядно осуществлять обучение студентов, в том числе студентов с нарушением слуха и зрения.Предусмотрены две учебные аудитории 212 и 216 , в которых обеспечивается возможность обучения студентов с нарушением опорно-двигательной функции. 

Особую роль в обеспечении доступности и качества обучения играет оборудование для организации видеоконференцсвязи, обеспечивающее стереозвучание в левой зоне библиотеки. Это звуковой процессор DFR22, двухполосная аккустическая система MR44, микшер Soundkraft ERM12 с микрофоном.

В читальном зале библиотеки, специально оборудованные рабочие места для обучающихся инвалидов. Разработана альтернативная версия сайта для слабовидящих.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, созданы условия для беспрепятственного доступа на прилегающую территорию, в здание филиала, учебные аудитории, студенческое кафе и другие помещения, а также безопасного пребывания в них.

На территории филиала есть возможность подъезда к входу в здание автомобильного транспорта, выделено место парковки автотранспортного средства. Вход в филиал оборудован пандусом, беспроводной системой вызова помощи. 

Работает система оповещения и сигнализации. Пульты пожарной охраны выведены на посты видеонаблюдения, работает звуковое и речевое оповещение.

В общежитии по ул. Озерной 1 имеется зона для проживания лиц с ОВЗ, обеспеченная хорошей взаимосвязью с помещениями входной зоны и другими используемыми помещениями, предусматриваются санитарно-гигиенические помещения для студентов различных нозологий.

Объекты питания обучающихся приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Электронное обучение как часть доступной среды

В образовательном процессе активно используются различные формы организации on-line и off-line занятий, в том числе, вебинары, виртуальные лекции, обсуждение вопросов освоения дисциплины в рамках чатов, форумов, выполнение совместных работ с применением технологий проектной деятельности с возможностью включения всех участников образовательного процесса в активную работу по изучаемым в ходе освоения дисциплины (модуля) вопросам.

Студенты с ОВЗ имеют возможности дистанционных консультаций с преподавателями (Skype), участия в вебинарах(Google Meet). Для удобства студентов на сайте филиала создан информационный сервис «Личный кабинет», в котором каждый студент может получить адресную информацию по многим аспектам реализации своей программы, включая перечни литературы и информационных источников, расписание занятий и консультаций, отчет по посещаемости, успеваемости и многое другое.

В настоящее время в учебном процессе активно используется виртуальная обучающая среда Moodle.

Профориентационная работа с абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья

Профессиональная ориентация абитуриентов-инвалидов и абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья должна способствовать их осознанному и адекватному профессиональному самоопределению. Профессиональной ориентации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья присущи особенности, связанные с необходимостью диагностирования особенностей здоровья и психики инвалидов, характера дезадаптации, осуществления мероприятий по их реабилитации, коррекции, компенсации.

Особое значение при профессиональной ориентации имеет подбор одной или нескольких специальностей или направлений, доступных обучающемуся в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации, его собственными интересами, склонностями и способностями.

Основными формами профориентационной работы в филиале являются дни открытых дверей, консультации для данной категории обучающихся и родителей по вопросам приема и обучения, рекламно-информационные материалы для данных обучающихся.

Работа Приемной комиссии для поступающих с ограниченными возможностями строится с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Правила приема и особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов размещены на сайте филиала.

Организация практик студентов с ограниченными возможностями здоровья

При определении мест прохождения учебной и производственной практики лиц с ОВЗ и инвалидов, необходимо учитывать рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида относительно рекомендованных условий и видов труда. При этом начальник студенческого офиса под роспись знакомит обучающихся с условиями прохождения практики. Обучающийся подтверждает отсутствие ограничений (по здоровью) для прохождения практики или дает согласие на имеющихся условиях

Социокультурная реабилитация, содействие трудоустройству выпускников с ОВЗ и инвалидов

Мероприятия по содействию трудоустройству лиц с ОВЗ и инвалидов осуществляются во взаимодействии с государственным центром занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями.

Основными формами содействия трудоустройству лиц с ОВЗ являются: презентации и встречи с работодателями студентов старших курсов, индивидуальные и групповые консультации студентов и выпускников по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги.

В программах адаптационных дисциплин, вводимых в рамках образовательных программ для студентов с ОВЗ, предусматривается подготовка выпускников к трудоустройству, следующему этапу социализации, связанным непосредственно с полноценным раскрытием и применением на практике полученных знаний, умений, навыков, сформированных компетенций.

ТЕЛЕФОНЫ «Горячей Линии»:

- по вопросам приёмной кампании:   8 (4236) 74-72-87 (доб.208) 

- по вопросам организации образовательного процесса:  8 (4236) 74-72-87 (доб.101) 

Документы для скачивания