Деловая игра «Привычная модель общения и поведения разных типов личности»
Для студентов филиала ФГБОУ ВО «ВГУЭС» в г. Находке старший преподаватель кафедры Гуманитарных и искусствоведческих дисциплин Мироненко Татьяна Ивановна деловую игру «Привычная модель общения и поведения разных типов личности».
Концепция поведенческих типов А/Б была впервые выдвинута в 1959 году кардиологами доктором Мейером Фридманом и доктором Рейем Г. Розенманом. Они идентифицировали тип А как типичного молодого пациента с ишемической болезнью сердца (ИБС).
Интенсивность и частота поведенческого типа А увеличивается по мере индустриализации, роста конкуренции и темпов жизни. Поведенческий тип А чаще встречается в городе, чем в сельской местности, более распространен среди менеджеров и работников торговли по сравнению с представителями технических профессий, у квалифицированных рабочих и творческой интеллигенции и у деловых женщин в отличие от домохозяек.
На практическом занятии по дисциплине «Психология общения», была проведена деловая игра, цель которой
- определить, какой тип личности вам более соответствует (А или В);
- понять, как влияет тип личности А (В) на поведение человека в практической ситуации;
- уяснить для себя, опасно ли быть человеком типа А (В);
- сделать практические выводы.
Психологическая ситуация которую необходимо было решить студентам: «Вы недавно стали старшим кассиром в отделении банка. У вас в подчинении находится 10 кассиров. Ваше отделение имеет самые плохие показатели работы. Вам было сказано, что если вы не сможете исправить положение в течение 2 месяцев, то будете уволены. Вы не можете позволить себе потерять эту работу. Предварительные встречи и обсуждение ваших предложений с кассирами показали, что их раздражает ваше присутствие, и они будут активно сопротивляться любым переменам».
Поставлен вопрос: «Как вы разрешите эту ситуацию»?
Студенты разделились на группы по 4–6 человек с одинаковыми типами личности (типы личности были предварительно определены при помощи тестовой методики). Сравнили свои действия в этой ситуации с действиями других членов группы. Определили сходны ли они? Что в них общего? Совместно разработали план разрешения этой ситуации.
После этого сравнили свой план с планами групп, куда входят люди с другими типами личности.
Ответили на вопрос «Какой тип личности был бы более подходящим для старшего кассира в данной ситуации»?
Полученные результаты удивили студентов, но особенно было интересно узнать , что всех людей можно разделить на две группы типа А и типа В.
Людей типа А, как мужчин, так и женщин, отличают напористость, агрессивность, честолюбие, соперничество, стремление во что бы то ни стало доводить начатое дело до конца, постоянная спешка, они могут производить впечатление людей с железной волей или могут носить маску мягкости и добродушия, сквозь которую все равно просматривается внутреннее напряжение.
В противоположность им люди типа В спокойны и неторопливы. Они более открыты. Они не смотрят вечно на часы. Их в меньшей мере заботят достижения. Они избегают соперничества. И даже речь у них более плавная и ровная».
Многие современные специалисты предлагают отказаться от идеализации деловых качеств лиц с поведением типа А и рекомендуют им изменить поведение, приблизить его к типу В.
Они отмечают, что поведение типа В ни в коем случае не является негативной альтернативой поведению типа А.
Отсутствие чрезмерной внешней активности у людей с поведением типа В не отражается на суммарной эффективности и продуктивности деятельности и не свидетельствует о бездеятельности или лени.
Положительной особенностью типа В является способность работать психологически более экономно, в соответствии со своими реальными возможностями, что и обеспечивает сохранение здоровья.
Лиц с поведением типа В следует отличать от людей с недостаточной требовательностью к себе и недостаточной целеустремленностью.
Это люди, способные и к работе, и к отдыху, умеющие чередовать напряжение с расслаблением, восстановлением сил.
В группе студентов оказались 1/3 студентов с типом поведения В, и 2/3 с типом поведения А.
Деловая игра прошла увлеченно и результативно для всех участников процесса