Студенты филиала ФГБОУ ВО «ВГУЭС» в г. Находке побывали на русской свадьбе
Студенты основной профессиональной образовательной программы 43.03.02 «Туризм» в рамках дисциплины «Традиции и культура питания народов мира» провели семинар-практику на тему «Обычаи и традиции свадьбы на Руси» под руководством Действительного члена национальной академии туризма, старшего преподавателя кафедры гуманитарных и искусствоведческих дисциплин Нарута Яны Сергеевны. Студенты готовились к этому мероприятию задолго, разрабатывали сценарий, фильм, костюмы, готовили угощения на свадебный стол. У каждого была своя роль: жених – Васильев Андрей, невеста – Пешкова Анастасия, отец невесты – Голиков Даниил, мать невесты – Козлова Галина, отец жениха – Ноликов Владислав, мать жениха – Шумейко Юлия, крестные отец и мать жениха – Овчинников Владислав, Чигинцева Анна, дружка – Ванцкус Владислав, поддружье – Ещенко Виктория, свашки – Верхозина Татьяна, Абдулова Ковсэр, остальные студенты выполняли роли подружек, друзей, гостей, домочадцев, сельчан, ряженных.
Русские свадебные обряды – система традиционных семейных обрядов, сопровождающих заключение брака. Является важнейшим элементом русской культуры. Временем формирования свадебного обряда принято считать XIII—XIV века.
Русские свадебные обряды имеют свои особенности в разных регионах. Так, на севере России «музыкальная» часть состоит полностью из причетов, а на юге - из весёлых песен, роль причета там более формальна. При этом всегда обряд представляет собой не произвольный набор песен и обрядовых действий, а стройно организованную систему.
При всей вариативности обряда его общая структура остаётся неизменной, включающей следующие основные составляющие: Сватовство, Смотрины, Рукобитие (помолвка), Вытие, Девичник / Мальчишник, Свадебный поезд, Свадебный выкуп, Венчание, Гуляние, Свадебный пир.
Обряды изначально символизировали переход девушки из рода отца в род мужа.
Сватовство - сватали обычно родственники жениха. Сватовству предшествовала определённая договорённость родителей жениха и невесты. Сват, зайдя в дом невесты, совершал обрядовые действия, определяющие его роль. Часто сват не прямо говорил о цели своего прихода, а произносил некоторый обрядовый текст. После сватовства родители давали свату ответ. Согласие девушки не требовалось, иногда даже сватовство могло проходить в отсутствие девушки.
«Смотрят место» - через несколько дней после сватовства родители невесты приходили в дом жениха смотреть его хозяйство. Основными требованиями к хозяйству было обилие скотины и хлеба, одежды, посуды.
Рукобитие (помолвка) - если после осмотра хозяйства жениха родители невесты не отказывали ему, назначался день публичного оглашения решения о свадьбе. Как правило, «сговор» проводился примерно через две недели после сватовства, в доме невесты.
Далее студенты продемонстрировали подготовку к свадебному дню.
Приданое - невеста с помощью подруг должна была приготовить к свадьбе большое количество приданого. В приданое обычно входила постель (перина, подушка, одеяло) и дары жениху и родне: рубахи, платки, пояса, узорные полотенца.
Баня - хождение невесты в баню могло происходить как накануне свадебного дня, так в сам свадебный день утром. Обычно невеста ходила в баню не одна, с подругами или с родителями.
Девичник - девичником называется встреча невесты и подруг перед свадьбой. Это была последняя их встреча перед свадьбой, поэтому происходило ритуальное прощание невесты с подругами. На девичнике происходил второй ключевой момент всего свадебного обряда (после «завешивания») - расплетание девичьей косы. Косу расплетали подруги невесты. Расплетание косы символизирует окончание прежней жизни девушки. Во многих традициях расплетание косы сопровождается «прощаньем с красной красотой». «Красная красота» — лента или ленты, вплетённые в косу девушки.
Первый день свадьбы состоит из приезда жениха, отъезда к венцу, перевоза приданого, приезда молодых в дом жениха, благословения и свадебного пира.
Дружка - один из главнейших участников обряда, он в определённой мере руководит обрядовыми действиями.
Приезд жениха - в некоторых традициях утром свадебного дня дружка должен посетить дом невесты и проверить, готова ли она к приезду жениха. Невеста к приезду дружки должна быть уже в свадебной одежде и сидеть в красном углу. Жених с дружкой, друзьями и родственниками составляет свадебный поезд. Во время того, как поезд движется к дому невесты, его участники (поезжане) пели специальные «поезжанские» песни. Приезд жениха сопровождался одним или несколькими выкупами.
Венчание - перед отправкой в церковь родители невесты благословляли молодых иконой и хлебом. Перед венчанием невесте расплетали девичью косу, а после того, как молодые были повенчаны, ей заплетали две «бабьих» косы и тщательно закрывали волосы женским головным убором (повойником).
Приезд в дом жениха - после венца жених везёт невесту в свой дом. Здесь их должны благословить родители. Во многих традициях жениха и невесту сажали на шубу. Шкура животного выполняет функцию оберега. Обязателен в обряде благословения в том или ином виде хлеб. Обычно он во время благословения находится рядом с иконой. В некоторых традициях хлеб положено откусить и жениху, и невесте.
Свадебный пир - после венчания невеста никогда не причитает. С этого момента начинается радостная и весёлая часть обряда. Далее молодые отправляются за подарками в дом невесты. Затем жених привозит невесту к себе в дом. Там уже должно быть готово обильное угощение для гостей. Начинается свадебный пир.
Свадебные песни сопровождают все этапы свадьбы, начиная от сговора до завершающих обрядов второго дня. Выделяются прощальные песни, оформляющие завершение добрачной жизни; величальные, исполняемые во время ритуальных застолий и служащие для общинного закрепления новой структуры социума; корильные песни; песни, комментирующие ход ритуала.
- чтобы обмануть тёмные силы во время сватовства изменяли путь, ехали окольными дорогами;
- защитой от нечистой силы считался звон бубенцов, сопровождавший свадебный поезд на всём пути к церкви;
- чтоб закружить голову нечистику и отправить его куда подальше, молодых обводили вокруг столба или дерева;
- чтобы домовой принял молодую в новую семью — необходимо было невесту внести в дом на руках, не наступив на порог;
- от порчи и злых духов уберегались с помощью воздержания от произнесения слов и от еды;
- для многодетности и богатства осыпали молодых зерном или хмелем, сажали на шубу выветренную вверх мехом;
- для укрепления связи молодых друг с другом смешивали вина из стаканов молодых, протягивали нити от дома невесты к дому жениха, связывали руки жениха и невесты платком или рушником.
Полученные знания и навыки позволят студентам разрабатывать конкурентоспособный турпродукт с использованием анимационных программ.