Студенты филиала ФГБОУ ВО «ВГУЭС» в г. Находке учатся использовать метод «Пазл» для диагностики и разрешения конфликтов

26 октября 2016

В рамках дисциплины «Конфликтология» старшим преподавателем кафедры Менеджмента и экономики Александрой Валерьевной Кравец для студентами 3-го курса основной профессиональной образовательной программы «Управление персоналом» был проведен цикл практических занятий.

Цель занятия: выявление студентами природы конфликтов, их структуры и динамики, построения схемы и карты интересов, нахождение способов разрешения конфликтных ситуаций

Модель обучения смешанная: получение необходимого теоретического и практического материала для анализа, разбиение студентов на группы, выполнение заданий по системе «Пазл», презентация полученных результатов.

Суть метода «Пазл» состоит в следующем.

Студенты разбиваются на малые группы

  1. Каждая группа рассматривает определённую тему, однако каждый член группы является «экспертом» в своей области, т.е. берёт на себя лишь определённый аспект, который изучает наиболее интенсивно.
  2. Через заданное время первоначальные группы расформировываются и образуются новые, в которые объединяются «эксперты» по каждому из аспектов проблемы. На этом этапе происходит обмен мнениями экспертов, в результате чего их понимание вопроса углубляется, и устраняются возникшие вопросы. В результате работы на данной фазе «эксперты» должны усвоить учебный материал на таком уровне, который позволил бы им осознанно и безошибочно передать содержание этого учебного материала другим учащимся, не посвящённым в данный конкретный аспект проблемы.
  3. На третьем этапе «эксперты» возвращаются в свои первоначальные группы и передают полученные знания другим членам группы (которые не знакомы с данным аспектом проблемы, но являются «экспертами» по другому аспекту). На этом этапе учащиеся учатся внимательно слушать своих коллег, самостоятельно объяснять новый материал, задавать вопросы и отвечать на них.
  4. На заключительном этапе преподавателем проверяется уровень усвоения всех аспектов проблемы каждым членом группы.

План проведения занятий представлен в таблице.

Название этапа

Содержание этапа

Теоретическая база

Студентам дается материал по диагностике и анализу конфликтов

Ознакомление с материалом для анализа

Просмотр художественного фильма «Неадекватные люди»

Деление на группы

По усмотрению преподавателя создаются 4 группы по 3 человека

Работа в малых группах

Анализ материала будет состоять из 3 модулей:

1. Описание и характеристика участников конфликта

2.Выявление причин и карта интересов

3. Стратегии поведения и способы разрешения

Необходимо выделить в каждой группе экспертов по модулям

Работа экспертов

Эксперты собираются в отдельные группы по модулям и углубленно обсуждают свои области. Затем возвращаются к своим группам

Разработка презентаций

Разработка презентаций в группах по полной диагностике конфликта

Демонстрация результатов работы

Представление созданной презентации, ее защита, ответы на вопросы преподавателя и студентов

Для наглядного объяснения студентам сути предлагаемой методики была разработана «карта занятия», представленная ниже

Среди студентов были выделены следующие экспертные группы:

1.Описательная:

- Описание конфликта

- Краткая характеристика субъектов (участников)

2.Содержательная:

- Составление карты интересов

- Установление причин конфликта

3.Аналитическая:

- Стратегии поведения участников

- Способы разрешения конфликта

В ходе анализа конфликта по методу «Пазл», студенты:

  1. Выявили причины возникновения конфликтных ситуаций;
  2. Выработали стратегии поведения участников конфликта;
  3. Построили схемы поведения и матрицы интересов участников.

После подведения итогов в экспертных группах были выявлены доступные пути разрешения конфликта.

При подведении итогов были выявлены следующие результаты интерактивного кооперативного обучения:

- применение теоретических знаний на практике;

- навыки коллективной работы;

- повышение ответственности каждого участника в отдельности;

- высокая заинтересованность и вовлеченность студентов.

Немаловажным фактором является позитивная атмосфера и улучшение морально-психологического климата группы.

Материал подготовлен старшим преподавателем кафедры Менеджмента и экономики Кравец А.В. и студентами гр. БУП-14.