Студенты филиала ФГБОУ ВО «ВГУЭС» в г. Находке учатся использовать метод «Пазл» для диагностики и разрешения конфликтов
В рамках дисциплины «Конфликтология» старшим преподавателем кафедры Менеджмента и экономики Александрой Валерьевной Кравец для студентами 3-го курса основной профессиональной образовательной программы «Управление персоналом» был проведен цикл практических занятий.
Цель занятия: выявление студентами природы конфликтов, их структуры и динамики, построения схемы и карты интересов, нахождение способов разрешения конфликтных ситуаций
Модель обучения смешанная: получение необходимого теоретического и практического материала для анализа, разбиение студентов на группы, выполнение заданий по системе «Пазл», презентация полученных результатов.
Суть метода «Пазл» состоит в следующем.
Студенты разбиваются на малые группы
- Каждая группа рассматривает определённую тему, однако каждый член группы является «экспертом» в своей области, т.е. берёт на себя лишь определённый аспект, который изучает наиболее интенсивно.
- Через заданное время первоначальные группы расформировываются и образуются новые, в которые объединяются «эксперты» по каждому из аспектов проблемы. На этом этапе происходит обмен мнениями экспертов, в результате чего их понимание вопроса углубляется, и устраняются возникшие вопросы. В результате работы на данной фазе «эксперты» должны усвоить учебный материал на таком уровне, который позволил бы им осознанно и безошибочно передать содержание этого учебного материала другим учащимся, не посвящённым в данный конкретный аспект проблемы.
- На третьем этапе «эксперты» возвращаются в свои первоначальные группы и передают полученные знания другим членам группы (которые не знакомы с данным аспектом проблемы, но являются «экспертами» по другому аспекту). На этом этапе учащиеся учатся внимательно слушать своих коллег, самостоятельно объяснять новый материал, задавать вопросы и отвечать на них.
- На заключительном этапе преподавателем проверяется уровень усвоения всех аспектов проблемы каждым членом группы.
План проведения занятий представлен в таблице.
Название этапа |
Содержание этапа |
Теоретическая база |
Студентам дается материал по диагностике и анализу конфликтов |
Ознакомление с материалом для анализа |
Просмотр художественного фильма «Неадекватные люди» |
Деление на группы |
По усмотрению преподавателя создаются 4 группы по 3 человека |
Работа в малых группах |
Анализ материала будет состоять из 3 модулей: 1. Описание и характеристика участников конфликта 2.Выявление причин и карта интересов 3. Стратегии поведения и способы разрешения Необходимо выделить в каждой группе экспертов по модулям |
Работа экспертов |
Эксперты собираются в отдельные группы по модулям и углубленно обсуждают свои области. Затем возвращаются к своим группам |
Разработка презентаций |
Разработка презентаций в группах по полной диагностике конфликта |
Демонстрация результатов работы |
Представление созданной презентации, ее защита, ответы на вопросы преподавателя и студентов |
Для наглядного объяснения студентам сути предлагаемой методики была разработана «карта занятия», представленная ниже
Среди студентов были выделены следующие экспертные группы:
1.Описательная:
- Описание конфликта
- Краткая характеристика субъектов (участников)
2.Содержательная:
- Составление карты интересов
- Установление причин конфликта
3.Аналитическая:
- Стратегии поведения участников
- Способы разрешения конфликта
В ходе анализа конфликта по методу «Пазл», студенты:
- Выявили причины возникновения конфликтных ситуаций;
- Выработали стратегии поведения участников конфликта;
- Построили схемы поведения и матрицы интересов участников.
После подведения итогов в экспертных группах были выявлены доступные пути разрешения конфликта.
При подведении итогов были выявлены следующие результаты интерактивного кооперативного обучения:
- применение теоретических знаний на практике;
- навыки коллективной работы;
- повышение ответственности каждого участника в отдельности;
- высокая заинтересованность и вовлеченность студентов.
Немаловажным фактором является позитивная атмосфера и улучшение морально-психологического климата группы.
Материал подготовлен старшим преподавателем кафедры Менеджмента и экономики Кравец А.В. и студентами гр. БУП-14.