Проведена деловая игра для закрепления знаний по темам «Принятие управленческих решений», «Власть и влияние»

7 ноября 2014 года в группе БМН 13 на занятии по дисциплине «Теория менедж-мента» проведена деловая игра для закрепления знаний по темам «Принятие управлен-ческих решений», «Власть и влияние».
Основная цель игровой деятельности – это научить студентов оперативно принимать управленческие решения в качестве руководителя.
Распределены роли между студентами:
- студент - практикант с вопросом, в каком подразделении будет проходить практику;
- экономист планового отдела, не отличающийся собранностью, желающий получить подпись на отчете, не может найти его в папке с документами;
- молодой мастер ожидает помощи, поскольку не может повлиять на ситуацию, когда сломалось оборудование и выполнение плана под угрозой;
- рабочий цеха с заявлением об отгуле;
- журналист местной газеты просит материал о передовике производства - очень энергичный, словоохотливый, навязчивый;
- начальник отдела кадров – просит подписать приказ о сокращении кадров.
Сценарий игры:
Директор завода спешит на совещание к Президенту компании, все участники которого уже собрались и ждут его. По пути к кабинету Президента его постоянно останавливают сотрудники с вопросам, которые ему приходится решать буквально "на бегу".
Задача студентов, выполняющих роль "препятствий", во-первых, добиться того, чтобы их вопрос (просьба) был полностью выслушан и оперативно решен директором; во-вторых, чтобы диалог между ними и директором продолжался как можно дольше.
В том случае, если конкретный вопрос оперативно разрешен, директор получит жетон по окончании диалога. Чем больше будет набрано жетонов, тем выше рейтинг руководителя.
Два студента выполняют роль наблюдателей: засекают время решения проблем директором и заносят данные в таблицу.
Продолжительность игры: 2 часа. За это время каждый из ребят «побывал» дирек-тором и «примерил» все роли в игре.
Актуальность игры в том, что в менеджменте принятие решений — систематизи-рованный процесс; причины этому — ответственность за принятие решений, последствия для всей компании. Умение принимать управленческие решения развивается с опытом, которого у наших студентов еще нет.
Первым директором стал Ким Владислав. Сложность его роли в том, что он – «первопроходец». С ролью справился великолепно, уложился в нормативное время, проявив не только знания организационной структуры предприятия, хороший кругозор, но и интуицию при разрешении незнакомых ситуаций. Получил 4 жетона из пяти- «рабочий цеха» обиделся, что его направили к мастеру участка, а не подписали «на ходу».
Блестяще исполнили роль директоров, обнаружив при этом не только хорошие знания, но и умение быстро ориентироваться в ситуации, а также высокий артистизм - Кириллов Валерий, Худякова Алена, Седякин Денис, Ольховский Сергей, Свиридов Владислав. Все ребята недополучили жетонов – обязательно был кто-то неудовлетворен ответом.
По итогам игры ребята дали оценку каждому «директору» и определили стили руководства для каждого:
Ким Владислав: авторитарный, где для руководителя главное - производственные результаты; решения принимаются единолично.
Кириллов Валерий, Худякова Алена: демократический - руководитель не навязывает свои решения, а привлекает всех к анализу проблем, предоставляет свободу в выборе способов решения поставленных задач.
Ольховский Сергей: соединил стили авторитарный с демократическим - предоставляет свободу в выборе способов решения поставленных задач, но решения принимает единолично.
Седякин Денис: пассивный - снимает с себя основные обязательства по принятию решений вместе с ответственностью, предоставляя это на откуп руководителям подразделений; проявляет «флюгерную» тактику.
Свиридов Владислав: либеральный - подчиненные сами планируют и организуют свою работу. Руководитель выступает в роли консультанта и эксперта.
Не только пользу, но и огромное удовольствие принесла игра ребятам: побывав в роли каждого из персонажей, ребята смогли быстро сориентироваться в их должностных обязанностях в структуре организации и сыграть это.