Студенты филиала ФГБОУ ВО «ВГУЭС» в г. Находке рассмотрели тенденции современного и будущего развития туризма и определили «нового» туриста

27 октября 2017

Для студентов 4 курса основной профессиональной образовательной программы 43.03.02 Туризм Действительный член национальной академии туризма, старший преподаватель кафедры Гуманитарных и искусствоведческих дисциплин Нарута Яна Сергеевна провела лекцию с использованием метода активного обучения – активный диалог - «дискуссия» по теме «Тенденции современного и будущего развития туризма как основа проектирования туристского продукта».

Дискуссия является разновидностью спора по определенной заранее заявленной проблеме, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками. Заявления последних должны относиться к одному и тому же предмету или теме, что сообщает обсуждению необходимую связность. Дискуссия - одна из важнейших форм коммуникации, плодотворный метод решения спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ познания, позволяющий лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. В дискуссии снимается момент субъективности, убеждения одного человека или группы людей, получают поддержку других и тем самым определенную обоснованность.

Группа участников дискуссии делится на подгруппы, каждая из полемизирующих сторон применяет те приемы, которые находит нужными для достижения победы. Противоположная сторона в дискуссии именуется «оппонентом». У каждого из участников дискуссии должны иметься определенные представления относительно заявленного для обсуждения вопроса.

Цель занятия: обсуждение вопроса «Тенденции современного развития туризма и определение характеристических свойств «нового» туриста в мире и России». Категории туристов и соответствующие им виды туристских продуктов, с намерением достичь решения «какие категории туристов существуют и какие виды туристских продуктов им соответствуют».

Задачи занятия:

- достижение определенной степени согласия участников дискуссии относительно современного развития туризма в мире и в России;

- формирование общего представления не как суммы имеющихся представлений, а как более объективного суждения, подтверждаемого всеми участниками обсуждения или их большинством;

- достижение убедительного обоснования содержания, не имеющего первоначальной ясности для всех участников дискуссии.

Тема для обсуждения предлагалась студентам заранее. Группа Н/БТУ-14 поделилась на две подгруппы по своему желанию. В подгруппах определялись спикеры (Верхозина Татьяна, Пешкова Анастасия), оппоненты (Абдулова Ковсэр, Голиков Даниил, Иванова Александра, Маханькова Галина), эксперты (Елиневская Валентина, Ванцкус Владислав).

Спикер занимает лидирующую позицию, организует обсуждение на уровне группы, формулирует общее мнение малой группы.

Оппонент внимательно слушает предлагаемые позиции во время дискуссии и формулирует вопросы по предлагаемой информации.

Эксперт формирует оценочное суждение по предлагаемой позиции своей малой группы и сравнивает с предлагаемыми позициями других групп.

Студенты познакомились с критериями оценки их знаний и компетенций по теме дискуссии, в которые входят: точность определений и содержательной части (от 1 до 5 баллов), умение анализировать (от 1 до 5 баллов), творческая активность (от 1 до 5 баллов). Критерии оценок: «отлично» – 12-15 баллов, «хорошо» – 9-11 баллов, «удовлетворительно» – 6-8 баллов, «неудовлетворительно» < 6 баллов.

На подготовительном этапе каждая подгруппа обсуждала позицию по предлагаемой для дискуссии теме в течение 20 минут. Задача данного этапа была сформулировать групповую позицию по теме для дискуссии.

Во время дискуссии заслушивались суждения, предлагаемые подгруппами. Поочерёдно спикеры озвучивали общее мнение своей малой группы. После каждого суждения оппоненты задавали вопросы, выслушивались ответы авторов предлагаемых позиций. В завершении дискуссии сформулировали общее мнение, выражающее совместную позицию по теме дискуссии.

Яна Сергеевна дала оценочное суждение окончательно сформированной позиции во время дискуссии, а эксперты Валентина и Владислав предложили оценочные суждения по высказанным позициям своих малых групп, осуществили сравнительный анализ первоначальной и окончательной позиций, представленной своей малой группой во время дискуссии.